Дорожные работы

Информация про проведение дорожных работ

IV ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

IV ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

§ 16. Измерение расстояний производится 20-метровой стальной лентой по заранее провешенному направлению, закрепленному временными вешками («заменками») во время трассирования линии. При промере количество вешек в створе (спереди или сзади ленты) должно быть не менее двух.

§ 17. Промер должен быть двойной, причем относительная разность между первым и вторым промерами не должна превышать 1/1000.

Второй промер может производиться любым прибором, дающим достаточную точность; в частности, рекомендуется применять оптический дальномер. При контрольном определении расстояний нитяным дальномером допускается расхождение 1/200.

Сравнение результатов обоих промеров ведется от одной вершины угла до другой, но отнюдь не по пикетам, которые при контрольном промере плюсуются как промежуточные точки.

За окончательное протяжение принимается среднее арифметическое двух измерений, оформляемое составлением ведомости линейного промера (форма дается в приложении 1).

§ 18. Лента при промере укладывается по поверхности земли и натягивается между шпильками, вкалываемыми в землю через специальные вырезы, имеющиеся на обоих концах ленты (см. § 8). Во избежание систематического накопления ошибок при измерении, натягивание ленты производится равномерно и с одинаковой силой. При укладке по створу вех лента встряхивается; при этом, во избежание поломки ленты, нельзя допускать перегибов ленты и закручивания ее в петли и спирали.

§ 19. Промер линии ведется двумя рабочими в следующей последовательности:

а) начиная промер, передний рабочий получает пять шпилек, а задний - одну шпильку, которую он ставит в начальной точке;

б) передний рабочий протягивает ленту вперед по створу на всю ее длину, а задний рабочий зацепляет концевым вырезом ленты за поставленную в начальной точке шпильку и, придерживая ее одной рукой, движениями другой руки подает переднему рабочему сигналы, уточняющие положение ленты в створе линии; передний рабочий сначала втыкает шпильку без ленты, а затем, потряхивая и натягивая ленту, устанавливает шпильку в вырезе ленты окончательно. При этом он держит остальные шпильки в пучке горизонтально, остриями наружу (от себя), помогая этой же рукой натягивать ленту;

в) по мере продвижения по измеряемой линии передний рабочий ставит шпильки, а задний собирает их на кольцо;

г) поставив последнюю шпильку, передний рабочий сообщает: «пикет!». При этом пикетажист подходит к переднему концу ленты и наблюдает за последующей передачей шпилек;

д) задний рабочий вынимает поставленную шпильку из выреза своего конца ленты, идет к переднему рабочему и передает ему свои пять собранных шпилек, после чего возвращается к. заднему концу ленты. Передний рабочий берет свой конец ленты и протягивает ее дальше;

е) последняя шпилька, поставленная первым рабочим, снимается и заменяется пикетной «точкой» после того, как будет окончательно поставлена следующая шпилька;

ж) если рабочим приходится отойти от ленты (при поперечных промерах), то они оставляют воткнутые шпильки в своих концах ленты, а собранные кладут рядом на землю.

§ 20. Пикетажист разрешает протягивать ленту не раньше, чем будут записаны все необходимые данные и сделаны все требующиеся привязки и поперечные промеры.

§ 21. Промеренные расстояния по наклонным линиям приводятся к горизонту.

Поправка за угол наклона вводится при уклонах местности более 3°, по формуле IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ, где:

Д -     измеренная длина по наклонной плоскости на местности;

α -     угол наклона линии к горизонту;

ΔД -  поправка, на которую уменьшается длина Д.

Таблица поправок дана в приложении 2.

Определение величины угла наклона производится любым угломерным инструментом с точностью до 30′. Если измерение производится теодолитом при трассировании линии, то пикетажисту оставляется на заменке записка с необходимыми данными: величинами углов наклона и схемой переломов ската.

При пользовании эклиметром измерение углов наклона производит сам пикетажист по схеме, показанной на рис. 5.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 5. Схема измерения углов наклона эклиметром:

1 - эклиметр; 2 - вешка по отвесу

При определении длины линии по дальномеру поправка за наклон линии подсчитывается по формуле:

ΔД = Дsin2α.

§ 22. На крутых склонах рекомендуется проектировать линию на горизонтальную плоскость непосредственно на местность, для чего при уклонах крутизной от 80 ‰ до 200 ‰ промер линии производится горизонтальными уступами, частями ленты длиной 5-10 м, удерживаемыми по возможности горизонтально.

При этом лента одним из своих метровых делений прикладывается к поверхности склона, а от нулевого штриха приподнятого конца, как показано на рис. 6, а, трижды роняют шпильку; за окончательное положение шпильки принимается геометрический центр образовавшегося треугольника.

При таком промере необходимо быть внимательным, чтобы не сбиться с общего счета шпилек, так как нормальный ход промера нарушается.

При уклонах более 200 ‰ вместо измерения лентой разрешается применять ватерпасовку с соблюдением вертикальности одной из реек по отвесу и горизонтальности другой - по уровню. Однако не следует применять ватерпасовку значительных отрезков, ввиду малой точности этого способа.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 6. Схема измерения линий горизонтальными уступами:

а - участками ленты; б - с применением треугольника, подвешиваемого точно на середине шнура

1 - шпилька; 2 - вешка; 3 - треугольник; 4 - шнур

Взамен реек и уровня могут быть применены лента, рулетка, гибкая нерастяжимая проволока или недеформирующийся (вываренный в масле) шнур, с подвешенным на середине равнобедренным треугольником на съемных раздвижных кольцах (рис. 6, б).

При измерении линий этим способом отвес совмещаемся с высотой треугольника. Вешки устанавливаются вертикально по круглому уровню или отвесу.

§ 23. При промере линия разбивается на отрезки длиной по 100 м, называемые пикетами. В промежутках фиксируются плюсовые точки, характеризующие рельеф и ситуацию. «Плюсы» отмечаются также в местах, на которые необходимо обратить внимание съемщику поперечников к трассе. Съемка поперечников обычно производится звеном второго нивелировщика, но характерные точки назначает пикетажист.

§ 24. При пересечении железных и автомобильных дорог плюсуются все элементы поперечного сечения (бровки, кюветы и канавы, балласт, головки рельсов, края и ось проезжей части).

При пересечении водотоков и водоемов «плюсы» обрисовывают контур живого сечения с выделением русла и урезов воды. Промер глубины воды через каждые 5-10 м для обрисовки дна при малых глубинах производится одновременно с промером линии; при значительных глубинах выделяется специальное звено для промера глубин с лодки; такой промер обычно осуществляется после прохода реки пикетажистом.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 7. Разбивка живого сечения

При косом пересечении тальвегов пикетажист разбивает невдалеке от трассы нормальное живое сечение с закреплением его кольями по схеме, изображенном на рис. 7. Концы живого сечения привязываются промером по перпендикуляру к трассе.

При пересечении болот плюсуются их края. Зондировка производится геологом.

Плюсуются также пересекаемые трубопроводы, кабели, линии воздушных передач и т.п.

«Плюсы» округляются до целых метров, за исключением точек вершин углов, головок пересекаемых железнодорожных рельсов, начала и конца кривых при разбивке закруглений, которые плюсуются с точностью до 0,01 м, а также начала и конца существующих искусственных сооружений и проезжей части пересекаемых автомобильных дорог, плюсуемых с точностью до 0,1 м.

§ 25. Определение неприступных расстояний. Длины линий, которые не могут быть измерены лентой непосредственно на местности, определяются трассировщиком по дальномеру или аналитически, с разбивкой и измерением на местности двух базисных сторон треугольников, общая сторона которых является определяемым неприступным расстоянием.

Замер углов треугольников производится при трассировании теодолитом; базисы измеряются угломерщиком лентой или дальномером повышенной точности. Записка с необходимыми данными (величины замеренных углов, базисов и аналитический подсчет неприступного расстояния) оставляется угломерщиком у начала препятствия.

Начало и конец неприступного расстояния обозначаются угломерщиком забитыми колышками с соответствующими надписями. Пикетажист, дойдя с промером до неприступного расстояния и прочитав записку, производит второй промер базисов и проверяет вычисления по определению неприступного расстояния.

Расхождения между двумя промерами базисов не должны превышать 1:2000, а между двумя определениями неприступных расстояний - 1:1000; при большем расхождении пикетажист производит повторный промер. Если точки у концов неприступного расстояния расположены на берегах реки (пруда, озера), то пикетажист с обеих сторон доводит промер и плюсовку до урезов воды.

Связывание двух или более лент (рулеток), а тем более надвязывание веревок для промера - не допускается.

В отдельных случаях вместо ленты могут применяться мерные приборы проволочного типа длиной более 20 м (50 или 100 м), удобные при измерениях базисов, переходах через неширокие реки и пересечениях оврагов (см. приложение 6).

§ 26. Обход препятствий. Препятствия, встречаемые по трассе и не дающие возможности прямого вешения и промера линии, обходятся выносками. Выноски производятся трассировщиком одним из следующих приемов (рис. 8):

а) параллельный снос линии с построением двух перпендикуляров к трассе;

б) построение равностороннего или равнобедренного треугольника.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 8. Обход препятствий

При этом измерение углов производится трассировщиком с помощью теодолита, а повторный промер всех вспомогательных расстояний - пикетажистом.

Для получения достаточной точности при замере углов алименты выноски не следует назначать короче 20 м.

Пикетажист использует обноски для точной съемки ситуации, а также для привязки и обмера строений.

§ 27. Измерение линии при совмещении трассы с осью существующей дороги, имеющей твердое покрытие, производится (в соответствии с правилами техники безопасности) по бровке земляного полотна и лишь в случае значительного разрушения бровки - по оси проезжей части.

На закруглениях (при поворотах дороги) промер выносится на ось проезжей части; при этом переход осуществляется по перпендикулярам, разбиваемым эккером или рулеткой (способом «египетского треугольника» со сторонами 3, 4 и 5 м).

Во всех случаях при работе на существующей дороге, особенно при промерах в пределах проезжей части, в звено пикетажиста добавляются рабочие для регулирования движения по дороге.

При сохранившихся километровых знаках промер ведется участками от одного километрового столба до другого; при этом почти всегда расстояние отличается от 1000 м, и пикетаж «рубится» на каждом километровом столбе. Это делается для удобства дальнейших строительных работ при реконструкции или капитальном ремонте существующей дороги, а также для удобства использования материалов дорожно-эксплуатационной службы по мостам и трубам, снегозащите, пучинистым участкам, промерам дорожной одежды и т.п. Нумерация пикетов при этом должна совпадать с номерами километров, увеличенными вдесятеро (например, если км 91, то пк 910).

§ 28. Одновременно с разбивкой производится закрепление пикетажа на местности кольями - точками и сторожками (о заготовке их см. § 12).Точка забивается по створу линии взамен вынутой шпильки на пикете, а также на промежуточных плюсах в характерных пунктах рельефа.

Помимо закрепления пикетажа, «точка» предназначена для установки на нее нивелировочной рейки и поэтому должна иметь горизонтально срезанную ровную поверхность. Точки забиваются вертикально, вровень с поверхностью земли; они должны прочно сидеть в земле, чтобы под рейкой не давали осадки. Головки точек не должны быть разбитыми или размочаленными; такие точки заменяются целыми.

Рядом с точкой, на расстоянии примерно 20 см от нее, вперед по ходу пикетажа забивается «сторожок», обращенный надписью к точке.

Назначение сторожка - «сторожить точку», т.е. служить указателем. На сторожке надписываются номера пикетов (по порядку, начиная с пк 0) и плюсов специальным пикетажным (или плотничным) карандашом; такая надпись не боится влаги. Надписи размещаются, как правило, по горизонтали; при невозможности - допускается размещение надписи в вертикальном направлении. Сторожки забиваются примерно на половину своей длины.

В безлесных районах пикетные сторожки окапываются по полукругу канавкой, земля из которой присыпается к задней стороне сторожка. При твердых каменистых грунтах окапывание заменяется окучиванием сторожка камнями, причем перед забивкой пикетных кольев плотная корка пробивается железным клином или ломом.

Закрепление пикетажа изображено на рис. 9.

При рекогносцировочных изысканиях точки на плюсах не забиваются; ограничиваются постановкой сторожка.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 9. Закрепление пикетажа:

1 - трасса; 2 - точка; 3 - сторожок; 4 - курганчик; 5 - канавка

§ 29. Закрепление трассы в плановом и высотном отношении столбами, реперами и другими временными закрепительными знаками производится (см. § 6) специальным звеном, действующим независимо от звена, производящего промер линии, но подчиненным пикетажисту.

А. Вершина угла закрепляется потайной точкой, обсыпаемой затем земляным конусом. Точка забивается угломерщиком при трассировании линии и в случае некачественности (мягкое дерево, недостаточная толщина и длина) - заменяется при закреплении трассы. Для потайных точек рекомендуется применять твердые породы дерева (например, дуб), стойкие в отношении гниения.

Б. На углах поворота ставятся столбы-указатели, выносимые на продолжение обоих направлений («старого» и «нового») за пределы возможных земляных работ. Места установки столбов, как правило, назначает угломерщик при трассировании линии; в виде исключения допускается закрепление с последующей проверкой правильности поставленных столбов по теодолиту.

Столбы следует выносить в пределах 10-20 м от вершины угла по схеме, изображенной на рис. 10.

Угломерщик забивает колья несколько дальше места установки столба с тем, чтобы столб ставился не на продолжении створа (что недостаточно точно), а в пределах точно провешенной линии.

При установке столба поступают следующим образом: две ближайшие заменки снимаются и заменяются вешками; взамен кола, оставленного угломерщиком, также ставится вешка и только после этого по створу копается яма, в которую ставится столб.

При постановке столб развертывается «лицом» к вершине угла, и в верх столба забивается гвоздь, на который наводится вертикальная линия креста нитей теодолита при проверке правильности постановки столба в створе линии.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 10. Схема закрепления углов поворота:

1 - старое направление трассы; 2 - вехи; 3 - новое направление трассы; 4 - столб; 5 - кол, заменяемый вешкой; 6 - земляной конус; 7 - потайная точка

Малые углы (до 5°) закрепляются столбами, выносимыми по линии биссектрисы.

Столб закапывается на глубину 1,0-1,4 м, причем желательно дно ямы уплотнить подручными камнем, щебнем, гравием или кирпичным щебнем; грунт в яме вокруг столба засыпать равномерно и послойно с тщательным трамбованием ломом, рукояткой лопаты или специальной деревянной трамбовкой. Излишек грунта обсыпается вокруг столба в виде конуса и обкладывается дерном (при наличии последнего на месте). Конус окапывается канавкой по кругу.

При использовании существующей дороги с твердым покрытием вершина угла закрепляется железнодорожным костылем или штырем, а столбы-указатели выносятся по линии биссектрисы на обрезы дороги.

В. Длинные прямые закрепляются осевыми столбами в пределах видимости одного знака от другого, т.е. примерно через 500-1000 м. Способ постановки осевых столбов аналогичен закреплению выносными столбами на углах поворота.

Для точной постановки знака выбирается установленная по теодолиту вешка, место ее стоянки фиксируется пересечением нитей, натягиваемых на временно забиваемые крестообразно колья, и проверяется отвесом (рис. 11). После постановки столба нити вновь натягиваются и их пересечение отмечается гвоздем или краской на поверхности столба. Колья по окончании работы снимаются. Чтобы они могли служить долгое время, можно на верхние их концы насадить отрезки железных труб с насечками для натягивания нити.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 11. Схема установки осевого столба:

1 - перпендикуляр к трассе; 2 - направление трассы, 3 - кол; 4 - место установки столба (центр знака)

На переходах рек, пересечениях железных и магистральных автомобильных дорог и с обеих сторон тоннельных пересечений ставятся дополнительные осевые столбы (по два с каждой стороны пересечения). В случае пересечения трассой населенного пункта, закрывающего видимость, на его границах также устанавливаются осевые столбы. Столбы обращаются лицевой стороной назад по трассе и имеют надпись привязки (пикет и плюс).

Надписи на столбах делаются масляной краской по тщательно оструганной гладкой поверхности затеса. При этом указывается расстояние от лицевой поверхности столба до выносимой точки.

Г. На высоких точках трассы, господствующих над местностью, рекомендуется установка маячных вех примерно через 5-10 км. Для большей устойчивости вехи прибиваются к осевому столбу и обсыпаются земляным конусом.

На рис. 12, а, б и в показаны схемы знаков, закрепляющих ось трассы.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 12. Схемы знаков, закрепляющих трассу:

а - осевой столб; б - столб с железными скобами для постановки маячной вехи; в - маячная веха

1 - канавка по кругу; 2 - желоб для постановки жерди; 3 - скобы

Д. В безлесной или обжитой местности, где затруднительно достать лесоматериал для столбов, закрепление трассы разрешается производить земляными конусами с потайными точками, каменными пирамидами типа выкладки или наброски, металлическими трубами, стержнями или обрезками железнодорожных рельсов (рис. 13, а, б, в и г). В горной местности допускается закрепление краской на скалах и отдельно расположенных крупных камнях (надписи при этом делаются аналогичные приведенным выше).

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 13. Закрепление трассы в безлесной или обжитой местности:

а - каменная наброска; б - земляной конус с потайной точкой; в - на существующей мощеной дороге (деревянным колом); г - на грунтовой дороге (деревянным колом или ж.-д. костылем)

§ 30. При восстановлении трассы перед началом строительства производится выноска всех углов поворота дополнительными столбами, а также выноска всех пикетов примерно на границу полосы отвода, за пределы предполагаемых земляных работ.

Выноска пикетов (рис. 14) производится угломерным инструментом (гониометром) или эккером под прямым углом к оси трассы и оформляется столбиками, закапываемыми в землю, или свайками, забиваемыми в землю ручной бабой.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 14. Выноска пикетов при восстановлении трассы:

1 - выносные пикеты; 2 - граница полосы отвода; 3 - трасса; 4 - место для рейки

Столбик (свайка) имеет горизонтальную полочку для постановки рейки, так как при восстановлении трассы одновременно производится нивелирование для переноса высотных отметок с точек трассы за пределы земляных и прочих строительных работ.

В населенных пунктах разрешается вместо установки столбов делать надписи краской на стенах или цоколях зданий, оградах, парапетах; на скальных участках надписи делаются на крупных камнях и скальных обнажениях. При этом всегда указывается расстояние от выноски до пикетной точки.

§ 31. Временные реперы устанавливаются не реже чем через 2 км. Временными реперами служат пни деревьев, обтесанные в виде стандартного столба, цоколи или обрезы фундаментов зданий, а чаще всего - стандартные деревянные столбы, которые закапываются в стороне от оси трассы, примерно на границе полосы отвода.

Временные реперы устанавливаются по тем же правилам, что и угловые или осевые закрепительные столбы, но на большую глубину (см. § 13) и с той разницей, что они выносятся в сторону от произвольного пункта трассы, к которому затем пикетажист привязывает их промером лентой или рулеткой. Репер ставится лицевой стороной к трассе, по возможности так, чтобы его можно было занивелировать с трассы, не делая специального хода к нему. На нем делается надпись с указанием номера репера и расстояния по перпендикуляру к трассе. Для того, чтобы нивелировщик случайно не пропустил репера, в пункте трассы, напротив которого установлен репер, забивается высокий кол с надписью, указывающей направление на репер и расстояние до него от трассы.

Временные реперы одновременно служат выносным закреплением трассы в плане, поэтому под основание столба укладывается простой центр (бетонный монолит или камень с насечкой креста).

§ 32. Постоянные реперы устанавливаются примерно через каждые 25 км, (при отсутствии реперов или марок государственной нивелирной сети), как правило, вблизи больших мостов, мест сосредоточенных земляных работ, тоннелей и пр., обязательно вне пределов строительных работ и выше горизонта подтопления высокими или паводковыми водами.

В качестве постоянных реперов могут применяться грунтовые и стенные реперы и марки, а также реперы, закладываемые в скалах и отдельно расположенных больших камнях. Они устанавливаются заранее и во всяком случае не позднее чем за сутки до производства нивелировки.

А. Стенной нивелирный репер имеет вес около 2 кг и отливается на заводе из чугуна. Репер состоит из двух отлитых вместе частей: шляпки и хвоста (рис. 15, а). Шляпка репера представляет собой диск с выступающим приливом (полочкой), острая грань которого служит для установки рейки при нивелировании.

Хвост репера имеет четырехгранную уступчатую форму и оканчивается четырехгранным острием; такая форма хвоста позволяет надежно укреплять репер в стене на цементном растворе.

Стенной репер или марка (рис. 15, б) закладывается в каменной части здания или сооружения на высоте примерно 0,5 м от поверхности земли. Для закладки репера при помощи шлямбура выбирается в стене углубление необходимых размеров. Гнездо для диска выдалбливается зубилом так, чтобы плоскость диска можно было установить заподлицо со стеной. Когда углубление в стене сделано, его тщательно промывают водой и приготовляют раствор цемента (1 часть цемента и 1 часть чистого речного песка).

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 15. Стенной нивелирный репер:
а - репер; б - марка

Таким раствором заполняют отверстие, после чего вдавливают репер в углубление, следя за тем, чтобы диск принял отвесное положение и поместился в плоскости стены, а ребро выступа было горизонтально. С наружной стороны стена аккуратно штукатурится остатками цемента. Выбор здания и места для постановки репера делается с таким расчетом, чтобы при нивелировке ройку можно было поставить на репер строго вертикально и отсчет по рейке сделать без затруднений. В частности, воспрещается располагать репер под окном.

При закладке репера составляется эскизный чертеж с привязочными промерами. После закладки репера, во избежание порчи или даже уничтожения его, на некоторое время необходимо оставить рабочего-сторожа, пока цемент достаточно не затвердеет.

Реперы этого типа применяются также в горной местности для закладки в отвесно стоящие скалы. В последнем случае для опознания репера высекают на скале окружность диаметром 0,8 м и глубиной 0,02 м, в центре которой помещают репер.

Б. Марка, закладываемая в скалу. В случае, если репер необходимо заложить в скале, выступающей наружу при горизонтальном залегании, применяют тип, изображенный на рис. 16, а.

В месте, выбранном для закладки репера, в скале вырубается круглое гнездо для марки, заполняемое затем густым цементным раствором (1:4), в который закладывается нивелирная марка так, чтобы ее верхняя плоскость была наравне с поверхностью скалы. После схватывания цемента, в целях сохранности и опознавания, над маркой складывается из подручных камней «конец» - возвышение круглой формы, а примерно в 5 м к северу - «тур» - призматическое возвышение из крупных камней; в обоих случаях кладка производится насухо, без раствора, за исключением случаев расположения тура в населенном пункте, когда кладка устраивается на растворе.

При залегании поверхности скалы под слоем почвы па глубине до 1 м применяется тип репера, изображенный на рис. 16, б.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 16. Марка, закладываемая в скалу горизонтального залегания:

а - скала, выступающая наружу; б - скала, залегающая под слоем почвы до 1 м

В выбранном для закладки репера месте обнажается поверхность скалы, для чего отрывается необходимых размеров котлован. В обнаженной поверхности скалы вырубается гнездо, заполняемое цементным раствором 1:4, в который затем закладывается нивелирная марка так, чтобы ее верхняя плоскость была наравне с поверхностью цементной пробки. После схватывания цемента марка закрывается несколькими рядами камней сухой кладки, сверху которой насыпается земляном конус, окружаемый канавой.

В. При отсутствии подходящих прочных зданий и сооружений устанавливаются грунтовые реперы.

Основным требованием для установки репера является выбор надежного места, не подверженного затоплению, размыву, действию оползней и другим смещениям почвы.

Репер закладывается таким образом, чтобы основание его располагалось ниже слоя грунта, подверженного значительному сезонному промерзанию.

Трубчатый грунтовый репер (рис. 17, а) состоит из металлической трубы, заделываемой в бетонный монолит; на верх трубы наваривается чугунная марка. Для предохранения от ржавления труба обмазывается смолой, а внутри заливается раствором цемента или заполняется песком.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 17. Грунтовые реперы:
а - трубчатый грунтовый репер; б - деревянная форма для изготовления бетонного монолита; в - рельсовый грунтовый репер

Монолит репера закладывается ниже глубины промерзания и во всяком случае не менее чем на 1,8 м. При близком залегании скалы (от 1 до 2 м) бетонный монолит врезается в скалу на глубину 0,2-0,3 м.

Для изготовления бетонного монолита составные компоненты (цемент, песок, гравий или щебень) берутся и пропорции 1:2:1 или 1:2:2. Сначала цемент тщательно перемешивается с сухим песком до приобретения однородного цвета смеси, после чего в нее засыпается щебень или гравий, и смесь снова тщательно перемешивается. Затем, продолжая перемешивание, в смесь понемногу подливают воду из лейки с сеткой или через веник до тех пор, пока на поверхности при похлопывании не выступит влага.

Примерно через полчаса после приготовления бетон начнет схватываться, поэтому не следует делать больших замесов, так как оставшийся не заложенным в формы бетон не может быть использован.

Приготовленный бетон набивается слоями в деревянную форму, изображенную на рис. 17, б, и каждый слой трамбуется до появления влаги. Перед набивкой формы на дно ее устанавливается в вертикальном положении труба с продетым в отверстие стержнем; закончив набивку формы, выравнивают верхнюю поверхность бетона и заделывают в него кованый гвоздь с загнутым концом. После того как бетон хорошо схватится, форму разбирают и поливают монолит раствором чистого цемента. Вынутые из формы монолиты не менее пяти дней выдерживаются в тени, причем в течение первых двух дней они должны быть накрыты мокрыми рогожами и два-три раза поливаться водой.

Рельсовый грунтовый репер (рис. 17, в) устраивается аналогично предыдущему с той разницей, что вместо трубы в бетонный монолит заделывается обрезок старого рельса широкой или узкой колеи.

Таблица

Название репера

Марка бетона

Объем, м3

Цемент, кг

Песок

Гравий или щебень для бетона

Вода, л

Общий вес (без воды), кг

м3

кг

м3

кг

Стенной (центр)

110

0,0141

3,1

0,0063

10,08

0,0119

21,42

2,8

34,6

Грунтовый (монолит)

90

0,0735

14,8

0,0333

53,3

0,063

113,4

14,8

181,5

Выступающий из земли конец рельса (яблоко) обтачивается под полусферу, причем полка срезается наклонно. На подошве рельса выбиваются начальные буквы учреждения, год изысканий и номер репера.

Выше помещена таблица расхода материалов для установки постоянного репера.

§ 33. Столбы и реперы, закрепляющие трассу, являются геодезическими знаками и подлежат сдаче на хранение местным советам по акту (форма акта дается в приложении 3).

§ 34. Кроме закрепления столбами и реперами, трасса в удобных местах привязывается к постоянным предметам: пням, деревьям, углам строений и оград, опорам воздушных линий связи и электропередачи и т.п. (рис. 18).

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 18. Пример привязки к постоянным предметам:

а - в лесу; б - по существующей дороге в пределах населенного пункта;

1 - трасса; 2 - столб; 3 - затес на дереве

Привязка в этих случаях совмещается с угловыми, или румбическими засечками, осуществляемыми угломерщиком. Обязательно привязываются или закрепляются начальный и конечный пункты трассы.

§ 35. На поворотах трассы измерение линии и разбивка пикетажа производятся с учетом закругления, сопрягающего оба направления трассы («старое» и «новое»).

Элементы кривой вычисляются угломерщиком по таблицам разбивки кривых в соответствии с измеренным им углом поворота α и заданным трассировщиком радиусом закругления R; записка с вычислениями оставляется пикетажисту у вершины угла.

Вычисляются следующие элементы круговой кривой (рис. 19):

тангенс - длина касательной от вершины угла до начала (конца) кривой,

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ;

кривая - длина круговой дуги в пределах закругления,

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ;

домер - разница между длиной по ломаной линии и длиной по дуге круга,

Д = 2T - K;

биссектриса - расстояние от вершины угла до середины кривой по линии, делящей центральный угол пополам,

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 19. Схема элементов закругления

Дойдя с промером до вершины угла, где трассировщиком (угломерщиком) забита точка, и заплюсовав ее с точностью до 0,01 м, пикетажист прочитывает оставленную записку и проверяет правильность вычислений, после чего отмеряет величины Т, Д и Б на местности.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 20. Схема ведения пикетажа на углах поворота:

1 - ход пикетажа; 2 - шпильки; 3 - точка в вершине угла; 4 - вешка в вершине угла; 5 - «старое» направление трассы; 6 - «новое» направление трассы

I - первоначальное положение ленты; II - окончательное положение ленты

В первую очередь должно быть получено истинное протяжение линии, для чего ленту, дотянутую до вершины угла, протягивают по новому направлению и, как показано на рис. 20, переставляют шпильку вперед на величину домера 2T - K, учитывающего разницу между длиной по ломаной линии и длиной по дуге круговой кривой. После этого дальнейший промер производится обычным порядком.

Во вторую очередь производится отбивка точек начала, середины и конца кривой на местности, для чего пикетажист сначала вычисляет их пикетажное положение в следующем порядке (пример):

α = 30° 00′

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

R = 1000 м

T = 267,95 м

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

К = 523,60 м

Д = 12,30 м

Б = 35,28 м

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ м

Проверка:

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Закончив вычисления, пикетажист возвращает ленту к началу кривой, отмеряя расстояние до нее от ближайшего пикета; затем переходит к вершине угла и по направлению на колышек, выставленный угломерщиком, отмеряет величину биссектрисы, после чего переходит к последнему забитому пикету и, продолжая промер дальше, попутно плюсует конец кривой.

Можно отмерять Т1 и Т2, откладывая величину тангенса от вершины угла по обоим направлениям (назад - по старому и вперед - по новому створу). Это явится контролем вычисленного положения НК и КК на местности.

Если направление биссектрисы не задано угломерщиком, то пикетажист устанавливает его путем построения двух равных треугольников. Для этого от вершины угла точно по направлению тангенсов Т1 и Т2 отмеряются равные расстояния; к найденным точкам (1 и 2) прикладываются концы ленты (рулетки), которую затем натягивают, держась за середину ее. Найденная таким образом точка (3) и вершина угла (точка 0) образуют направление биссектрисы (рис. 21, а).

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 21. Разбивка направлений с помощью рулетки:

а - определение направления биссектрисы; б - восстановление перпендикуляра к трассе

Аналогичным образом можно восстановить перпендикуляр при выносе точек с касательной на кривую (рис. 21, б). При больших ординатах необходимо применять угломерный инструмент (теодолит, гониометр) или эккер.

§ 36. Вынос точек с касательной на кривую производится в случаях, когда по условиям местности (косогорный рельеф, застроенность и пр.) положение пикетных и плюсовых точек на кривой существенно отличается от положения этих точек на касательной, что особенно часто встречается в условиях пересеченного и горного рельефа.

В равнинной местности вынос точек производится при величине биссектрисы более 20 м.

Вынос точек с касательной на кривую производится с помощью таблиц, методом построения ординат, перпендикулярных к направлению тангенса, или другими способами (по хордам и пр.). Наиболее употребителен способ выноски точек на кривую по ординатам (схема выноски дана на рис. 22, а и б), причем абсциссы X и ординаты Y определяются по следующим формулам:

X = Rsinβ; Y = R(1 - cosβ).

Вынос точек ведется от концов кривой к середине.

Величины «кривая» K и «кривая без абсциссы» K - X отмеряются по тангенсу; величины ординат Y откладываются от концов абсцисс X, как показано на чертеже, по перпендикуляру в сторону центра кривой.

Детальная разбивка кривых производится при подробных изысканиях лишь в исключительных (сложных) случаях.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 22. Схема выноски точек на кривую:
а и б - выноска пикетных точек с касательной на кривую методом ординат; в - фиксирование характерных точек на кривой:

1 - кривая; 2 - тангенс; 3 - характерная точка; 4 - суходол

Разбивка ведется через 20, 30, 40, 50 или 60 м. При этом на местности могут оказаться характерные точки между вынесенными точками кривой. В этом случае (при расстоянии между соседними точками кривой не более 10 м) дуга может быть условно, без большой ошибки, заменена хордой (рис. 22, в). Очевидно, полученное положение характерной точки на кривой будет несколько отличаться от первоначального, намеченного ориентировочно при промере линии по касательной.

§ 37. Переходные кривые разбиваются полностью лишь в горной местности, на отдельных сложных участках и при восстановлении трассы. В равнинной и пересеченной местности разбивка переходных кривых сводится к проверке возможности их размещения на прямой вставке между двумя смежными основными кривыми, направленными в разные стороны.

При недостаточности расстояния пикетажист сообщает об этом начальнику партии, который по своему усмотрению уменьшает величину радиуса закругления или же изменяет направление участка трассы.

Соответствующая таблица дается в приложении 4.

Разбивка производится по таблицам для кривых переменного радиуса закруглений, аналогично разбивке круговых кривых постоянного радиуса.

§ 38. Серпантины разбиваются на горных участках трассы при развитии линии. Разбивка ведется по специальным таблицам с проверкой возможности размещения на местности минимальных расстояний между концом сопрягающей кривой одной серпантины и началом сопрягающей кривой другой серпантины.

§ 39. Увязка вариантов производится в местах примыкания к основному ходу. При промере по трассе варианта пикетаж ведется как продолжение пикетажа основного хода, т.е. пикетное положение начала варианта и пункта основного хода, от которого ответвляется вариант, совпадают. За начало варианта принимается пикет на прямом участке трассы основного хода, ближайший к началу кривой отмыкания.

IV. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

Рис. 23. Схема примыкания варианта

На примыкании варианта к основному ходу (рис. 23) фиксируются пикетное положение вершины угла смыкания и конца кривой как по пикетажу варианта, так и по пикетажу основного хода. За конец варианта принимается ближайший пикет основного хода, расположенный за пределами разбиваемого закругления.

При смыкании варианта с основным ходом, а также основного хода с ходами других изыскательских партий допускаются рубленые пикеты, длиной от 50 до 150 м, с соответствующей записью их в пикетажном журнале.